依他, букв. «опора [на усилия] другого». Буддийская концепция «легкого пути» достижения спасения (см.
Буддизм). Впервые представлена в трактате основателя школы мадхьямиков Нагарджуны (II в. н.э.) «Дашабхумивибхаша-шастра» (кит. «Ши чжу пипоша лунь»), где отмечены два пути к достижению состояния будды: «трудный» и «легкий». «Трудный», уподобленный утомительному путешествию по земле, — это путь опоры на собственные силы, а «легкий», похожий на плавание на прекрасном корабле по мягким волнам, — это когда человек «опирается [на усилия] другого», в данном случае — на силу обета будды Амитабхи, и чает возрождения в Чистой земле (кит.
цзин ту).
Впоследствии идея «легкого пути» спасения была развита Васубандху (IV–V вв.). Идея «опоры [на усилия] другого» не нашла поддержки в Индии, но в Китае ее эволюция привела к формированию отдельного религиозного течения — амидаизма (см.
Цзинту-цзун).
Литература: Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; The Buddhist Тradition in India, China and Japan. N.Y., 1969;
Eitel E.J. Sanskrit-Chinese Dictionary.Hong Kong, 1870.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 273.